Дополнительная общеразвивающая программа Умелые ручки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74
«Радость» города Калуги
(МБДОУ № 74 г. Калуги)

Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 74 г. Калуги
(протокол от 30 августа 2024 г. № 1)

Утверждена
приказом МБДОУ № 74 г. Калуги
от 30 августа 2024 г. № 195

Дополнительная общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
художественной направленности
для детей 5-7 лет
срок реализации 1 год
(новая редакция)

г. Калуга,
2024

Составитель:
Гранкова Н.А., старший воспитатель МБДОУ № 74 г. Калуги
Информация о проведении внутренней экспертизы:
Савостина О.В., заведующий МБДОУ № 74 г. Калуги 30 августа 2023 г. проверила
дополнительную общеразвивающую программу «Умелые ручки» художественной
направленности для детей 5-7 лет и направила на рассмотрение педагогического совета.

2

РАЗДЕЛ 1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
РАЗДЕЛ 2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Цель и задачи Программы
Содержание Программы
Планируемые результаты освоения Программы
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Условия реализации Программы
Формы педагогической диагностики (мониторинга) Программы
Методическое обеспечение Программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

4
6
6
8

9
10
10
15
17

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» художественной
направленности для детей 5-7 лет (далее – Программа) разработана на основании
нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Устава МБДОУ № 74 г. Калуги;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее –
СанПиН);
- Локальных актов МБДОУ № 74 г. Калуги (далее – Организация).
Актуальность Программы
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными
материалами. Дети учатся создавать образ предмета из бумаги, картона, ткани,
природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети
познают их свойства, возможности преобразования и использования в различных
композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы
и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой,
находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок,
бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. Творческая
деятельность воспитывает у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками,
выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Отличительные особенности Программы
Программа не допускает дублирования основной образовательной программы
дошкольного образования реализуемой в Организации. Ориентирует не на уровень
знаний, а на развитие творческих возможностей ребенка, на зону его ближайшего
развития, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью Программы является то, что в результате
приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет
возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки.
4

Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук,
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий.
У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе
изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
В труде у детей воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие,
аккуратность.
Новизна Программы
Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративноприкладного творчества (аппликация, лепка из пластилина и соленого теста, работа с
природным и бросовым материалом, работа с бумагой, картоном, тканью), что
предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем
типовая программа по одному виду деятельности.
Программа позволяет успешно развивать у детей творческие способности,
фантазию, внимание, логическое мышление и усидчивость.
Адресат Программы
Программа предназначена для организации дополнительной образовательной
деятельности детей 5-7 лет. Программа рассчитана на любой социальный статус детей,
имеющих различные творческие способности. Набор детей носит свободный характер
(принимаются все желающие) и обусловлен интересами воспитанников и их родителей
(законных представителей).
Объем Программы, срок освоения
Объем программы – 36 учебных недель, 72 занятия.
Программа рассчитана на один год обучения. Срок освоения Программы определен
содержанием и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов,
заявленных в Программе. Формой осуществления образовательного процесса является
занятие.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий устанавливается в
соответствии с возрастом воспитанников и подчиняется требованиям СанПиН.
Продолжительность одного занятия в группе с детьми 5-7 лет – 25 минут.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Таблица 1
Возраст
Продолжительность Периодичность
Количество занятий
1 занятия
в неделю
в
в
в
неделю
месяц
год
5-7 лет
25 минут
2 раза
2
8
72
Форма обучения
Очная.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации Программы – традиционная. Организационная форма обучения
– групповая (группа 10 человек), с постоянным составом детей одного возраста.

5

1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - развитие познавательных, конструктивных, творческих и
художественных способностей детей в процессе создания образов, используя различные
материалы и техники.
Задачи Программы:
1.
формировать креативное мышление дошкольников с помощью
ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивной
деятельности
2.
обучать детей приемам преобразования бумаги, ткани, природного и
бросового материала;
3.
развивать художественный и творческий вкус;
4.
развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание,
наблюдательность, аккуратность;
5.
формировать способности последовательно осуществлять свой замысел,
умело обращаться с материалами и инструментами;
6.
воспитывать у детей интерес, усидчивость, старательность в работе, желание
доводить начатое дело до конца;
7.
воспитывать умение работать вместе, уступать друг другу, договариваться о
совместной работе.
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Программа включает разнообразное содержание образовательной деятельности,
предусматривает работу по следующим направлениям:
- аппликация;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- работа с природным материалом;
- работа с бросовым материалом;
- работа с бумагой и картоном;
- работа тканью.
Примерная структура занятия:
-выделение и постановка проблемы,
- выдвижение предположений по способам решения проблемы,
- отбор материалов,
- узнавание/ обучение/ выбор способов действия,
- деятельность по созданию художественного образа,
- анализ полученных результатов, рефлексия.
Содержание образовательной деятельности
Аппликация
Теория: учить технике безопасности при работе с ножницами и клеем, формировать
умение вырезать детали различной формы, правильно пользоваться клеем, учить
составлению композиции, подбору цвета.
Практика: ребенок режет бумагу на короткие и длинные полоски, вырезает круги
из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывает одни геометрические фигуры в
6

другие и т.д.; учится красиво располагать фигуры на листе бумаги; учится составлять
узоры и декоративные композиции; закрепляет приемы вырезывания симметричных
предметов из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой и т.д. При создании образов
применяет разные приемы вырезывания, обрывания бумаги, наклеивания изображений
(намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);
учится мозаичному способу изображения.
Лепка из пластилина и соленого теста
Теория: учить технике безопасности при работе с пластилином и соленым тестом,
учить вылепливать детали различной формы, учить делать незаметные стыки между
деталями, учить обращать внимание на незначительные детали в поделке.
Практика: ребенок учится свободно использовать пластилин для создания образов
предметов, объектов природы, сказочных персонажей, используя разнообразные приемы;
учится передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу,
характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы
движениями пальцев и стекой; учится передавать характерные движения человека и
животных, создавать выразительные образы; учится создавать скульптурные группы;
учится передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность
поз, движений, деталей; учится создавать узор стекой.
Работа с природным материалом
Теория: учить правилам техники безопасности при работе с природным
материалом, пластилином; познакомить с различным природным материалом и тем, как
его использовать в изготовлении поделок.
Практика: ребенок учится создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей,
шишек, камней, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать
выразительность образа, создавать общие композиции.
Работа с бросовым материалом
Теория: учить правилам техники безопасности при работе с ножницами, шилом;
познакомить с бросовым материалом и тем, как его можно использовать при изготовлении
поделок
Практика: ребенок учится создавать поделки и сувениры из пластиковых бутылок,
спичечных и других коробок, коктейльных трубочек, пластиковых и бумажных
стаканчиков, тарелочек, ложек и вилок, бичовки и т.д.
Работа с бумагой и картоном
Теория: учить правилам техники безопасности при работе с ножницами и клеем;
познакомить с различными видами бумаги, ее назначением, учить использовать разные
виды бумаги и картона в изготовлении поделок.
Практика: ребенок учится складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой
формы в разных направлениях; использует разную по фактуре бумагу; создает игрушки забавы, игрушки для настольного кукольного театра, композиции из бумаги и т.д; учится
подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек и сувениров; учится создавать
объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью
Теория: учить правилам техники безопасности при работе с иголкой, ножницами;
познакомить с различными тканями, их назначением, учить делать поделки из ткани.
7

Практика: ребенок учится вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать
пуговицы, шить простейшие изделия швом «вперед иголку»; учится делать аппликации,
используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и
вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
1.4 Планируемые результаты освоение дополнительной
общеразвивающей программы
К концу обучения воспитанники овладевают основными культурными средствами,
способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности. Они обладают установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда и творчества, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного
достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в
совместной деятельности. Воспитанники обладают развитым воображением, которое
реализуется в различных видах творческой деятельности. У воспитанников хорошо
развита мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими.
Воспитанники способны к волевым усилиям и могут следовать правилам в разных видах
деятельности, могут соблюдать правила безопасности и навыки личной гигиены.
Проявляют ответственность за начатое дело. Воспитанники проявляют любознательность,
задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными
связями, склонны наблюдать, экспериментировать. Они открыты новому, т.е. проявляют
стремление к получению новых знаний и умений. У детей формируются творческие
способности, необходимые для последующего обучения в школе.
Ожидаемый результат.
- познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- закрепят навыки работы с ножницами, пластилином, клеем;
- научатся видеть необычное в обычных предметах;
- овладеют различными приемами преобразования материалов;
- освоят обобщенные способы работы;
- разовьют познавательные, конструктивные способности;
- разовьют интерес к результату и качеству поделки;
- разовьют поисковую деятельность;
- освоят умение анализировать поделку;
- сформируют положительное отношение к труду;
- разовьют конструктивные, познавательные, творческие и художественные
способности;
- разовьют мелкую моторику рук.
По окончании Программы обучения воспитанники
должны знать:
- правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
приемы выполнения деталей;
- правила работы с ножницами, клеем, пластилином, иглой;
- основные характеристики материалов и их применение.
должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
8

- доводить работу до конца.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации Программы
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Помещение для занятий: отдельный кабинет.
Перечень оборудования помещения:
- столы и стулья для детей и педагога;
- мольберт;
- магнитная доска;
- шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для обеспечения
образовательного процесса:
- цветная бумага;
- цветной картон;
- белый картон;
- клей – карандаш;
- клей ПВА;
- ножницы;
- кисточка для клея;
- цветные бумажные салфетки (красные и желтые);
- бумажные тарелки;
- бумажные стаканчики;
- пластиковые ложки;
- пластиковые вилки;
- пластилин;
- соленое тесто;
- ватные диски;
- фломастеры;
- ткань;
- пуговицы;
- цветные нитки;
- иглы;
- природный материал (сушеные листья, шишки, желуди, каштаны, веточки, мох и
т.д.);
- прищепки
При необходимости используются технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование;
- аудиоколонка.
Кадровое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Занятия проводят педагоги Организации, которые знают индивидуальные и
возрастные особенности дошкольников, формы и способы организации детской
деятельности, современные подходы к взаимодействию с воспитанниками. Занятия
9

проводят воспитатели первой квалификационной категории, прошедшая курсы
повышения квалификации по теме «Преподавание предметной области «Искусство»
(предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная
культура») согласно Концепции преподавания предметной области «Искусство».
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга) Программы
Педагогическая диагностика освоения образовательной Программы проводится
педагогами, ведущими занятия с дошкольниками в начале и в конце учебного года.
Диагностика может проводиться в форме: анализа продуктов детской деятельности,
устного опроса, тестирования, выставки.
Критерии их оценки позволяют определить достижение ребенком планируемых
результатов. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту, которая
ведется в рамках реализации Программы. С помощью диагностики оценивается степень
продвижения ребенка в усвоении Программы. Ценность диагностики заключается не в
прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы
дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих
продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть
направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки для
определения эффективности педагогического воздействия при реализации Программы.
Диагностические материалы представлены в Приложение 3
2.3. Методическое обеспечение Программы
Особенности проведения занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая
форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы
пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию
слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность,
интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Мастерицы, прекрасной
Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и рукоделия.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет
проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения
данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед
началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка
суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям,
необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать
различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Конструктивная и трудовая творческая деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения.
Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения
10

сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений
изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение
побуждает детей передавать эмоции, чувства в практической деятельности:
конструировании, лепке, аппликации, ручном труде.
Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в творческих работах,
замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского творчества, совместное обсуждение работ являются
хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех
творческих работ с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла
помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Методические материалы
Таблица 2
№
Название
МатериальноДидактикоФормы,
методы,
п/п раздела, темы
техническое
методический
приемы обучения
оснащение
материал
1
Цветная бумага, Галанова Т. С. Эмоциональный
Аппликация
цветной картон, Ажурная
бумага. настрой;
клей, клеенки, Техника. Приемы. словесные
методы:
кисточка
для Изделия. – М.: рассказ,
беседа,
клея, подставка АСТ-Пресс, 2008.
художественное
под
кисточку,
слово;
салфетки
Гришина Л. Л. словесные
приемы:
Открытки
с объяснение,
сюрпризом.
пояснение,
Детский дизайн. – педагогическая
М.: Карапуз, 2010
оценка;
наглядные методы и
Серова В. В., Серов приемы:
В. Ю. Вырезаем рассматривание,
снежинки. – М.: показ образца, показ
АСТ-Пресс, 2011
способов
выполнения;
Малик
О.А. частично-поисковые
Занятия
по методы
обучения:
аппликации:
участие
детей
в
развиваем
коллективном поиске;
самостоятельность практические:
дошкольников.
– практическое
М.: ТЦ Сфера, 2010 воплощение
творческого замысла;
И.А. Лыкова «Я анализ работ (своей
делаю
работы
и
работ
аппликации»,
других обучающихся)
Карапуз, 2008г.

2

Лепка

из Пластилин,

Иллюстрации,
образец работы
Горичева
В.С., Эмоциональный
11

пластилина
соленого теста

и соленое тесто, Нагибина
Н.И.
дощечки
для Сказку сделаем из
лепки, стеки
глины, теста, снега,
пластилина.
Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов.
Ярославль:
академия развития,
1998.
Румянцева
Е.А.
Простые поделки
из пластилина. –
М.: Айрис-пресс,
2008.
Шкицкая И. В.
Аппликации
из
пластилина.
–
Ростов
н/Д.:
Феникс, 2008.
М.
Антипова
«Соленое
тесто»
Необычные
поделки
и
украшения.
Красивые
вещи
своими
руками.
Ростов-на-Дону,
ИД Владос, 2007г.

настрой;
словесные
методы:
рассказ,
беседа,
художественное
слово;
словесные
приемы:
объяснение,
пояснение,
педагогическая
оценка;
наглядные методы и
приемы:
рассматривание,
показ образца, показ
способов
выполнения;
частично-поисковые
методы
обучения:
участие
детей
в
коллективном поиске;
практические:
практическое
воплощение
творческого замысла;
анализ работ (своей
работы
и
работ
других обучающихся)

И.А. Лыкова «Я
леплю
из
пластилина»,
Карапуз, 2008г.
Е.Рубцова
«Фантазии
из
соленого
теста»,
Москва,
Эксмо,
2008г.

3

Работа
природным
материалом

Иллюстрации,
образец работы
с Пластилин, клей, Гаврильченко Т.В.
природный
Поделки
из
материал
природных
(каштаны,
материалов. - М.:
желуди,
мох, Мир книги, 2011.

Эмоциональный
настрой;
словесные
методы:
рассказ,
беседа,
художественное
12

веточки,
корешки,
Дубровская Н. В.
семена, камни, Аппликации
из
листья и т.д.)
природных
материалов. – М.:
АСТ, Сова, 2010.
Дубровская Н. В.
Аппликации
из
семян и косточек. –
М.: АСТ, Сова,
2008.
Демина
И.П.
«Подарки
из
природных
материалов»,
Смоленск «Русич»,
2001
Иллюстрации,
образец работы
4

Работа с бросовым Клей, ножницы,
материалом
шило, пуговицы,
проволока,
бечёвка,
пластиковые
бутылки,
спичечные
и
другие коробки,
коктейльные
трубочки,
пластиковые и
бумажные
стаканчики,
тарелочки,
ложки и вилки и
т.д.

И.А. Лыкова «Я
создаю поделки»,
Карапуз, 2008г.
Н.А. Чен
«Замечательные
поделки своими
руками», Харьков,
2008г
Дубровская Н. В.
«Большая
энциклопедия
поделок». – М.:
АСТ, 2011.
Иллюстрации,
образец работы

5

Работа с бумагой Цветная бумага, И.

Агапова,

М.

слово;
словесные
приемы:
объяснение,
пояснение,
педагогическая
оценка;
наглядные методы и
приемы:
рассматривание,
показ образца, показ
способов
выполнения;
частично-поисковые
методы
обучения:
участие
детей
в
коллективном поиске;
практические:
практическое
воплощение
творческого замысла;
анализ работ (своей
работы
и
работ
других обучающихся)
Эмоциональный
настрой;
словесные
методы:
рассказ,
беседа,
художественное
слово;
словесные
приемы:
объяснение,
пояснение,
педагогическая
оценка;
наглядные методы и
приемы:
рассматривание,
показ образца, показ
способов
выполнения;
частично-поисковые
методы
обучения:
участие
детей
в
коллективном поиске;
практические:
практическое
воплощение
творческого замысла;
анализ работ (своей
работы
и
работ
других обучающихся)
Эмоциональный
13

и картоном

цветной картон,
клей, кисточки
для
клея,
подставки под
кисточки,
ножницы

Давыдова
«200
лучших игрушек из
бумаги и картона»,
Москва, 2008г
В.
Броди
«Зверюшки
из
бумаги», изд. «Мой
мир», М, 2008г.
Долженко Г.И. 100
поделок из бумаги.
Ярославль:
академия развития,
2009.
Тарабарина
Т.И.
«Оригами
и
развитие ребенка»,
«Академия
развития»,
Ярославль, 1996г.
Иллюстрации,
образец работы

6

Работа с тканью

Различные виды
ткани, цветные
нитки, иголки,
ножницы,
пуговицы

Нагибина
М.И.
«Чудеса из ткани
своими
руками».
Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов.
–
Ярославль:
«Академия
развития»,
1998.(Серия:
«Вместе
учимся
мастерить»)
Анистратова А.А.,
Гришина
Н.Н.
Поделки из ткани,
ниток, пуговиц. –
М.:
Институт
инноваций
в
образовании
им.
Л.В.
Занкова.
Издательство
Оникс, 2009.

настрой;
словесные
методы:
рассказ,
беседа,
художественное
слово;
словесные
приемы:
объяснение,
пояснение,
педагогическая
оценка;
наглядные методы и
приемы:
рассматривание,
показ образца, показ
способов
выполнения;
частично-поисковые
методы
обучения:
участие
детей
в
коллективном поиске;
практические:
практическое
воплощение
творческого замысла;
анализ работ (своей
работы
и
работ
других обучающихся)
Эмоциональный
настрой;
словесные
методы:
рассказ,
беседа,
художественное
слово;
словесные
приемы:
объяснение,
пояснение,
педагогическая
оценка;
наглядные методы и
приемы:
рассматривание,
показ образца, показ
способов
выполнения;
частично-поисковые
методы
обучения:
участие
детей
в
коллективном поиске;
практические:
практическое
воплощение
творческого замысла;
14

Гомозова
Ю.Б. анализ работ (своей
«Калейдоскоп
работы
и
работ
чудесных ремесел», других обучающихся)
«Академия
развития»,
Ярославль, 1999
Иллюстрации,
образец работы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.
2.
Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития.
– М.: Владос, 2010.
3.
Критерии эффективности реализации образовательных программ
дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебнометодическое пособие / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О.
Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 104 с.
4.
Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
5.
И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона»,
Москва, 2008г
6.
М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые
вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;
7.
И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.;
8.
И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.;
9.
И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.;
10.
Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.;
11.
Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.;
12.
В. Броди «Зверюшки из бумаги», изд. «Мой мир», М, 2008г.;
13.
Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития»,
Ярославль, 1999;
14.
Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001
г.;
15.
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.(Серия: «Вместе учимся
мастерить»);
16.
Анистратова А.А., Гришина Н.Н. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.:
Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова. Издательство Оникс, 2009.
17.
Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги,
2011.
18.
Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТПресс, 2008.

15

19.
Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: академия
развития, 1998.
20.
Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.
21.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: академия развития,
2009.
22.
Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова,
2010.
23.
Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
24.
Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
25.
Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2011.
26.
Шкицкая И. В. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

16

4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
Содержание
Продолжительность обучения

«Умелые ручки»
36 недель
с 1 сентября по 31 мая

Количество занятий в неделю

2

Количество занятий в месяц

8

Количество занятий в год

72

Продолжительность занятия
Регламентирование образовательного процесса на день

25 минут
2 половина дня (за рамками
реализации ООП ДО)

Сроки проведения диагностики
(без отрыва от дополнительной образовательной деятельности)

с 04 сентября по 15 сентября
с 13 мая по 24 мая

Приложение 2
Календарно-тематический план
Всего количество занятий в год 72 (2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц). В
учебный план включены часы теории и практики.
№ п/п
Содержание работы
Сентябрь
Занятие 1
«Волшебная палочка для настоящих волшебников» (работа с бросовым
материалом, пластилином, бумагой)
Занятие 2
Аппликация «Ветка рябины» (цветная бумага, клей - карандаш)
Занятие 3
Работа с природным материалом «Еж» (разные природные материалы)
Занятие 4
Работа с природным материалом «Осеннее дерево» (различные крупы,
картон, клей ПВА)
Занятие 5
Работа с бумагой «Фруктовый сад» (цветная бумага, клей - карандаш)
Занятие 6
Работа с бросовым материалом «Веселые мухоморы» (втулки от
туалетной бумаги, цветная бумага, клей ПВА, ножницы)
Занятие 7
Работа с бумагой «Деревья в сказочном городе» (картон, цветная бумага,
ножницы, клей ПВА)
Занятие 8
Работа с бросовым материалом «Автомобили в сказочном городе»
(спичечные коробки, цветная бумага). Создание коллективной работы для
выставки.
Октябрь
Занятие 9
Работа с бумагой «Оригами» «Отлёт птиц» (создание коллажа) (белая и
17

Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18

Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24

Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28

Занятие 29
Занятие 30

цветная бумага)
Аппликация из засушенных листьев «Волшебные животные» (засушенные
листья, картон, клей ПВА)
Объемная аппликация «Корабль» (цветная и белая бумага, клей карандаш)
Работа с бросовым материалом. Настольная игра «Кто что ест» (картон,
фломастеры, прищепки, цветная бумага)
Работа с бумагой «Кот и гусеница» (цветная бумага, шпажки, клей карандаш)
Работа с бумагой «Бабочка» (на цилиндре) (цветной картон, цветная
бумага, клей ПВА)
Конструирование из природного материала «Жар - птица» (засушенные
листья, картон, клей ПВА)
Работа с бумагой. «Квилинг» - «Мышь с сыром»
Ноябрь
Работа с картоном. Игрушка – забава «Лошадка - качалка» (цветной
картон, клей ПВА)
Работа с бросовым материалом. Игрушка – забава «Ловец» (пластиковая
бутылка, коробочка от киндер – сюрприза, тесьма, цветная бумага, клей
ПВА)
Работа с бумагой «Кактус в цветочном горшке» (цветная бумага, клей –
карандаш, ножницы)
Работа с бросовым материалом и цветной бумагой «Игрушка с секретом»
(прищепка, цветная бумага, клей ПВА, ножницы)
Работа с природным материалом «Сказочные звери» (шишки, желуди,
каштаны, ветки, мох и т. Д., пластилин)
Работа с тканью - аппликация «Павлин» (разноцветная ткань, клей ПВА,
картон)
Работа с тканью «Мешочек для хранения мелких предметов» (ткань,
нитки, иголка, разноцветные пуговицы для узора)
Работа с картоном и тканью Игольница «Жучок на дубовом листочке»
(картон, однотонная ткань, вата, клей ПВА )
Декабрь
Аппликация из ватных дисков «Снеговики» (ватные диски, белая и
голубая бумага)
Работа с бумагой «Елочные украшения» «Бородатый дед Мороз»
Работа с бумагой «Елочные украшения» «Колокольчик»
Работа с бросовым материалом «Стаканчиковый кукольный театр»
(изготовление сказочных героев их пластиковых или бумажных
стаканчиков) (пластиковые или бумажные стаканчики, цветная бумага,
клей ПВА)
Работа с бумагой «Такие разные снежинки» (белая бумага, ножницы)
Работа с бумагой «Дед Мороз и Снегурочка» (поделка из бумажных
конусов) (картон, цветная бумага, клей ПВА)
18

Занятие 31
Занятие 32

Занятие 33

Занятие 34
Занятие 35

Занятие 36
Занятие 37
Занятие 38
Занятие 39
Занятие 40

Занятие 41
Занятие 42
Занятие 43
Занятие 44
Занятие 45
Занятие 46
Занятие 47
Занятие 48
Занятие 49
Занятие 50
Занятие 51

Изготовление сувенира из бросового материала «Корзина для подарков»
(пластиковые бутылки, цветная бумага, ленты )
Аппликация «Новогодняя открытка» (цветная бумага, картон, клей карандаш)
Январь
Работа с бросовым материалом «Снегири и синички на рябиновой ветке»
(цветная бумага, ватные диски, красные салфетки для рябины, бумажная
тарелка)
Лепка из соленого теста «Барашек» (соленое тесто, гуашь)
Работа с природным материалом «Зоопарк» (каждый ребенок делает одно
животное. В конце занятия создается коллективная работа для выставки
«Зоопарк») (шишки, желуди, каштаны, веточки и т.д., пластилин)
Аппликация из пластилина «Мороз на окне» (белый картон и синий
пластилин или наоборот)
Аппликация из бумажных трубочек и ваты «Зимняя избушка» (цветная
бумага, клей ПВА, вата)
Работа с природным материалом «Зимняя фантазия» (картон, клей ПВА,
манка)
Работа с бумагой. Конструирование из цилиндров «Волшебный замок»
(цветная бумага, клей - карандаш)
Работа с бросовым материалом «Необычная птичка» (бумажная тарелка,
цветная бумага, клей ПВА)
Февраль
Аппликация. Необычная открытка ко дню Святого Валентина (картон,
цветная бумага, клей - карандаш)
Работа с тканью «Платок для папы» (вышивка) (ткань однотонная,
цветные нитки, иголка, пяльцы)
Работа с тканью «Платок для папы» (вышивка) (ткань однотонная,
цветные нитки, иголка, пяльцы)
Лепка «Зимние виды спорта» (человек в движении) (каждый ребенок
лепит своего спортсмена для тематической выставки)
Работа с бросовым материалом «Веер» (разноцветные пластиковые вилки,
пластиковые ложки разного размера и цвета, шелковые ленты, клей)
Работа с бумагой. Конструирование из картона «Часы» (картон, болт и
гайка, клей - карандаш)
Объемная аппликация «Зимний лес» (учить вырезать симметричные
детали) (цветная бумага, ножницы, клей - карандаш)
Лепка по замыслу «Мой любимый сказочный герой»
Март
Работа с тканью «Букет для мамы» (вышивка) (ткань однотонная, цветные
нитки, иголка, пяльцы)
Работа с бумагой в технике «Оригами» «Букет тюльпанов» (цветная
бумага)
Работа с бумагой в технике «Оригами» «Весенний ручей». Изготовление
19

Занятие 52
Занятие 53
Занятие 54
Занятие 55
Занятие 56

Занятие 57

Занятие 58
Занятие 59
Занятие 60
Занятие 61
Занятие 62
Занятие 63
Занятие 64

Занятие 65
Занятие 66
Занятие 67
Занятие 68
Занятие 69
Занятие 70
Занятие 71
Занятие 72

объемной аппликации «Лодочки и пароходы» (цветная бумага, клей карандаш)
Работа с бумагой. Объемная поделка «Павлин» (цветной карнон, цветная
бумага, ножницы, клей ПВА)
Лепка из соленого теста «Подсолнух» (соленое тесто, гуашь)
Работа с бросовым материалом «Подставка для карандашей» (банка
(лучше жестяная), клей ПВА, бичовка)
Работа с бросовым материалом «Подставка для карандашей» (цветная
бумага для аппликации)
Работа с бросовым материалом и бумагой «Волшебная шкатулка» работа в
технике декупаж (Бумага, клей, ножницы, коробочки, салфетки для
декупажа)
Апрель
Работа с бросовым материалом. Ложковый кукольный театр «Теремок»
(каждый ребенок мастерит своего сказочного героя. В конце занятия –
постановка сказки) (пластиковые ложки, цветная бумага, клей ПВА, ткань
для платья)
Работа с тканью «Кукла – оберег» (разноцветная и белая ткань, вата,
нитки)
Объемная аппликация с элементами «Оригами» - «На морском дне»
(цветная бумага, клей - карандаш)
Работа с бумагой и бросовым материалом. Игрушка – забава «Ползущая
божья коровка» (тесьма, цветная бумага, маленькая пластиковая бутылка)
Работа с природным материалом «Веселые животные» (яичная скорлупа,
пластилин)
Работа с бумагой. Объемная поделка «Нарциссы» (белая и цветная бумага
бумажная салфетка жёлтого цвета, ножницы, простой карандаш, клей ПВА)
Работа с бросовым материалом «Цыплята» (бумажная тарелка, бумажные
салфетки желтого цвета, ножницы, клей ПВА, фломастеры)
Работа с бумагой «Первые листочки» (обрывочная аппликация) (цветная
бумага, клей - карандаш)
Май
Аппликация «Праздничный салют» (цветная бумага, клей - карандаш)
Работа с бумагой и бросовым материалом «Голубь – символ мира» (белая
бумага, коктейльные трубочки, клей ПВА, ножницы)
Лепка «Транспорт, который помог победить» (пластилин, картон для
подставки)
Лепка из жгутиков «Волшебные цветы» (бумажная тарелка, пластилин)
Работа с бумагой «Гусеница в яблоке» (цветная бумага, цветной картон,
клей - карандаш)
Объемная аппликация «Бабочка» (цветная бумага, клей - карандаш)
Аппликация из макарон «Сказочный домик»
(картон, различные
макароны, различная крупа, клей ПВА)
Работа с бумагой «Конусное волшебство» (цветная бумага, клей ПВА,
20

ножницы)

21

Приложение 3
Диагностические материалы
Развитие конструктивных способностей
(резать, клеить, рвать, измерять, вырезать, плести,
обматывать, шить, приклеивать, лепить и т.д.)

Мелкая
моторика

бросовый

пластилин, соленое тесто

картон

бумага

Овладение приемов работы с
материалами

ткань

Свойства
материалов

природный

№ Список
п/п детей

н (низкий) - не справляется с заданием или справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

22

Педагогическое обследование
№ Задания, вопросы
п/п

1

2

3

4

детей по художественному и

ручному труду

Используемый
Знания, умения, навыки
материал
при
сформированы
на
стадии
выполнении
формирования
задания

Узнай и назови вид Природный.
материала
и
его Бросовый, бумага,
свойства
ткань, пластилин,
соленое тесто

Знает и называет
не менее 5-6 видов
материала
и
свойств

Знает и называет
не
менее
3-4
видов материала
и свойств

Овладение приемами Ножницы,
клей, Владеет
3 Владеет
работы
с кисточки для клея приемами (режет, приемом
материалами
стеки
склеивает,
скрепляет)
Развитие
Природный,
Придумывает
и
конструированных
бросовый
и самостоятельно
способностей
и вспомогательный
выполняет
художественного
материал
сложную поделку
вкуса
и украшает ее
Мелкая моторика рук Мелкие
вспомогательные
детали, мозаика

1

Делает работу с
помощью
взрослого
или
ребенка

Прочно скрепляет Пытается
детали
скреплять
самостоятельно
самостоятельно
или с помощью
взрослого

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Формой подведения итогов реализации Программы является:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в дошкольной организации.

Участие в выставках и конкурсах разного уровня в течение года.

Творческий отчет педагогов, реализующих Программу.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».