Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 «Радость» города Калуги (МБДОУ № 74 г. Калуги) Принята педагогическим советом МБДОУ № 74 г. Калуги (протокол от 30 августа 2024 г. № 1) Утверждена приказом МБДОУ № 74 г. Калуги от 30 августа 2024 г. № 195 Дополнительная общеразвивающая программа «Радужная палитра» художественной направленности для детей 5-7 лет срок реализации 1 год (новая редакция) г. Калуга, 2024 Составитель: Гранкова Н.А., старший воспитатель МБДОУ № 74 г. Калуги Информация о проведении внутренней экспертизы: Савостина О.В., заведующий МБДОУ № 74 г. Калуги 30 августа 2023 г. проверила дополнительную общеразвивающую программу «Радужная палитра» художественной направленности для детей 5-7 лет и направила на рассмотрение педагогического совета. 2 РАЗДЕЛ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. РАЗДЕЛ 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 4. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Цель и задачи Программы Содержание Программы Планируемые результаты освоения Программы КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Условия реализации Программы Формы педагогической диагностики (мониторинга) Программы Методическое обеспечение Программы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 4 9 10 12 13 14 15 16 17 3 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Радужная палитра» художественной направленности для детей 5-7 лет (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказа Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Устава МБДОУ № 74 г. Калуги; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН); - Локальных актов МБДОУ № 74 г. Калуги (далее – Организация). Актуальность Программы В изобразительной деятельности ребенок выражает свое внутреннее состояние, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает и формирует его представления о мире. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, которые пробуждают их фантазии, но исключительно в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений. Использование нетрадиционных техник не требуют от детей высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Отличительные особенности Программы Программа не допускает дублирования основной образовательной программы дошкольного образования реализуемой в Организации. Ориентирует не на уровень знаний, а на развитие творческих возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. 4 Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Новизна Программы Новизна заключена в подходах к занятиям. Предполагаемые в них техники рисования раскрепощают ребенка. Он не боится, что у него что-то не получится. Данные техники позволяют сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развивать детскую самостоятельность, мышление, познавательный интерес, положительное отношение к художественной деятельности. Кроме того, способствует эффективному развитию детского творчества в разных формах его проявления. Адресат Программы Программа предназначена для организации дополнительной образовательной деятельности детей 5-7 лет. Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные творческие способности. Набор детей носит свободный характер (принимаются все желающие) и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей). Объем Программы, срок освоения Объем программы – 36 учебных недель, 72 занятия. Программа рассчитана на один год обучения. Срок освоения Программы определен содержанием и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, заявленных в Программе. Формой осуществления образовательного процесса является занятие. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с возрастом воспитанников и подчиняется требованиям СанПиН. Продолжительность одного занятия в группе с детьми 5-7 лет – 25 минут. Общее количество занятий в неделю – 2. Занятия проводятся во второй половине дня. Таблица 1 Возраст Продолжительность Периодичность Количество занятий 1 занятия в неделю в в в неделю месяц год 5-7 лет 25 минут 2 раза 2 8 72 Форма обучения Очная. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации Программы – традиционная. Организационная форма обучения – групповая (группа 10 человек), с постоянным составом детей одного возраста. 5 1.2. Цель и задачи Программы Цель Программы – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных нетрадиционных техник и материалов. Задачи Программы: 1. Познакомить с нетрадиционным изобразительным техникам рисования и способам изображения с использованием различных материалов. 2. Обучить основам создания своих неповторимых художественных образов, используя различные техники рисования. 3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. 4. Сформировать умение оценивать созданные изображения. 5. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе. 6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества 1.3. Содержание Программы Программа включает разнообразное содержание образовательной деятельности, предусматривает освоение следующих техник: - тычок жесткой полусухой кистью; - оттиск смятой бумагой; - рисование пальчиками; - рисование восковыми мелками и акварелью; - процарапывание рисунка по крашеной акварелью и покрытой воском бумаге; - монотипия предметная; - кляксография/выдувание; - набрызг; - отпечатки листьями; - монотипия пейзажная; - рисование ватными дисками, палочками; - традиционные техники рисования; - использование различных техник рисования. Примерная структура занятия: -выделение и постановка проблемы, - выдвижение предположений по способам решения проблемы, - отбор изобразительных материалов, - узнавание/ обучение/ выбор способов действия, - деятельность по созданию художественного образа, - анализ полученных результатов, рефлексия. Содержание образовательной деятельности. 1. Тычок жесткой полусухой кистью Теория: познакомить с понятием «тычок». 6 Практика: научить детей рисовать «тычком». Дети опускают в гуашь кисть и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 2. Оттиск смятой бумагой Теория: Как смять бумагу в плотный комочек. Практика: ребенок обмакивает смятую бумагу в краску и наносит изображение на бумагу. 3. Рисование пальчиками Теория: познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись» и с понятиями пятно, точка, короткая линия, цвет. Практика: учить детей набирать краску на палец, ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. 4. Рисование восковыми мелками и акварелью Теория: знакомство с понятиями Практика: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько слоев, разными цветами. Рисунок мелками остается не закрашенным. 5. Процарапывание рисунка по крашеной акварелью и покрытой воском бумаге. Теория: знакомство с понятиями «наложение воска», «процарапывание» Практика: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько слоев, разными цветами. Рисунок свечой остается белым 6. Монотипия предметная Теория: знакомство с понятием «предметная монотипия» Практика: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. 7. Кляксография Теория: познакомить детей с понятием «кляксография». Практика: научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Зачерпывать гуашь пластиковой ложкой и выливать на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются 8. Набрызг Теория: познакомить детей с техникой «набрызг». Практика: научить детей набирать краску на кисть и ударять кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. 9. Отпечатки листьями Теория: знакомство с понятием «Отпечаток» Практика: Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. 7 10. Монотипия пейзажная Теория: знакомство с понятием «пейзажная монотипия» Практика: Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). 11. Рисование ватными дисками, палочками Теория: знакомство с понятиями, правилами техники безопасности Практика: ребенок приклеивает ватный диск и наносит на него краски в соответствии с задуманным рисунком, ватными палочками изображают точки, горошки. 12. Традиционные техники рисования Теория: знакомство с понятиями «различные кисти», «цветовая гамма», «смешивание красок», «тон», «тонирование». Практика: ребенок учится традиционным методам рисования, учится пользоваться разными кистями, узнает цветовую гамму, учится смешивать краски. 13. Использование различных техник рисования Теория: познакомить детей с понятиями «рисование по мокрой бумаге», «граттаж», «пластилинография». Практика: научить создавать композиции, сочетать изобразительные техники, освоить технику рисования кисточкой, закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Упражняться в технике печатания. Научить детей рисовать на мокрой бумаге, как сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать технику. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Ребенок: - знаком с различными способами и приёмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов; - различает формы, размеры, цвета в процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства, может отметить некоторые средства выразительности при косвенной помощи педагога; - умеет создавать различные образы в процессе собственной деятельности, используя изобразительные материалы и инструменты; - уверенно использует отдельные нетрадиционные способы создания изображения; - умеет передавать личное отношение к объекту изображения, проявляет интерес к изобразительной деятельности, как средству выражения чувств, отношений; - проявляет интерес к сверстникам, проявляет навыки сотрудничества; - проявляет аккуратность в работе и бережное отношение к используемым в работах материалам. По окончании курса у ребенка должны быть развиты: 8 - интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного; - воображение, смелость в изложении собственных замыслов; - художественный вкус в умении подбирать и сочетать цвета; - усовершенствованы и активизированы те знания, умения и навыки, которыми овладевали дети на занятиях по изобразительной деятельности; - ребенок владеет техническими приёмами и способами нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации Программы Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Помещение для занятий: отдельный кабинет. Перечень оборудования помещения: - столы и стулья для детей и педагога; - мольберт; - магнитная доска; - шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для обеспечения образовательного процесса: - акварельные краски, гуашь; - восковые мелки, свеча; - ватные палочки; - ватные диски; - кисти разных размеров, из разных материалов; - альбомы; - акварельная бумага; - трубочки для коктейля; - палочки или старые стержни для процарапывания; - матерчатые салфетки; - стаканы для воды; - подставки под кисти. При необходимости используются технические средства обучения: - ноутбук; - мультимедийное оборудование; - аудиоколонка. Кадровое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы Занятия проводит педагог Организации, который знает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, формы и способы организации детской деятельности, современные подходы к взаимодействию с воспитанниками. В совершенстве владеет методикой применения нетрадиционных техник изображения. Занятия проводит педагог первой квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по теме «Организация деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта». 9 2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга) Программы Педагогическая диагностика освоения образовательной Программы проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками в начале и в конце учебного года. Диагностика может проводиться в форме: анализа продуктов детской деятельности, устного опроса, тестирования, выставки. Критерии их оценки позволяют определить достижение ребенком планируемых результатов. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту, которая ведется в рамках реализации Программы. С помощью диагностики оценивается степень продвижения ребенка в усвоении Программы. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики – это отправные точки для определения эффективности педагогического воздействия при реализации Программы. Диагностические материалы представлены в Приложение 3 2.3. Методическое обеспечение Программы Особенности проведения занятий: Мотивация детей С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. Пальчиковая гимнастика Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты. Художественно-изобразительная деятельность Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение 10 побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное. Презентация работ Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Методические материалы Таблица 2 № Название МатериальноДидактикоФормы, методы, п/п раздела, темы техническое методический приемы обучения оснащение материал 1 Тычок жесткой Альбомы, гуашь, Никитина А. В. Эмоциональный полусухой кистью жесткая кисть, Нетрадиционные настрой; стаканчики с техники рисования словесные методы: водой, салфетки в детском саду - рассказ, беседа, /Пособие для художественное воспитателей и слово; заинтересованных словесные приемы: родителей/. – СПб.: объяснение, КАРО, 2008. – 96с. пояснение, педагогическая Казакова Р.Г., оценка; Сайганова Т.И., наглядные методы и Седова Е.М. приемы: Рисование с детьми рассматривание, дошкольного показ образца, показ возраста: способов Нетрадиционные выполнения; техники, частично-поисковые планирование, методы обучения: конспекты занятий. участие детей в – Москва: ТЦ коллективном поиске; Сфера, 2004г. практические: практическое Утробина К.К., воплощение Утробин Г.Ф. творческого замысла; Увлекательное анализ работ (своей рисование методом работы и работ тычка с детьми 3- 7 других обучающихся) лет: Рисуем и познаем окружающий мир. 11 – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с. 2 Оттиск бумагой Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике рисования «тычок» жесткой полусухой кистью». смятой Альбомы, гуашь, Казакова Р.Г., смятая бумага, Сайганова Т.И., стаканчики с Седова Е.М. водой, салфетки Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике рисования смятой бумагой 3 Рисование пальчиками Альбомы, гуашь, Никитина А. В. стаканчики с Нетрадиционные водой, салфетки техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Р.Г., Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово, педагогическая драматизация; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая 12 Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 4 Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике рисования пальчиками Восковые мелки и Акварельная Никитина А. В. акварель бумага, Нетрадиционные восковые мелки, техники рисования акварель, в детском саду стаканчики с /Пособие для водой, салфетки воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 5 Свеча и акварель оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике рисования восковыми мелками и акварелью Акварельная Казакова Р.Г., Эмоциональный бумага, свеча, Сайганова Т.И., настрой; 13 акварель, стержень, стаканчики с водой, салфетки Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике процарапывания 6 Монотипия предметная Акварельная бумага, акварель, стаканчики с водой, салфетки Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. Иллюстрации, репродукции словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; 14 7 Кляксография/выд увание картин, образец работы в технике предметной монотипии Альбомы, гуашь, Никитина А. В. трубочки для Нетрадиционные коктейля, техники рисования стаканчики с в детском саду водой, салфетки /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 8 Набрызг Альбомы, гуашь, зубная щетка, полоски из плотного картона стаканчики с водой, салфетки Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике кляксография/ выдувание Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые 15 изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с. 9 Отпечатки листьями Альбомы, гуашь, листья деревьев, трав, кисточки, стаканчики с водой, салфетки Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике «набрызг» Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 10 Монотипия пейзажная Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в технике отпечатков Акварельная Никитина А. В. бумага, Нетрадиционные акварель, техники рисования стаканчики с в детском саду водой, салфетки /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. Казакова Сайганова Седова Р.Г., Т.И., Е.М. методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Эмоциональный настрой; словесные методы: рассказ, беседа, художественное слово; словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: 16 Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 11 Альбом, ватные Рисование клей, ватными дисками, диски, ватные палочки, палочками гуашь, стаканчики с водой, салфетки 12 Альбом, гуашь, Традиционные техники рисования кисти, баночки с водой, салфетки рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое Иллюстрации, воплощение репродукции творческого замысла; картин, образец анализ работ (своей работы в технике работы и работ пейзажной других обучающихся) монотипии Фатеева А.А. Эмоциональный Рисуем без настрой; кисточки. – словесные методы: Ярославль: рассказ, беседа, Академия развития, художественное 2006. – 96с. слово; словесные приемы: Ветрова Т. Н. ТРИЗ объяснение, в изодеятельности. пояснение, – Наб. Челны, 2007. педагогическая – 80с оценка; наглядные методы и Иллюстрации, приемы: репродукции рассматривание, картин, образец показ образца, показ работы в технике способов «тычок» выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Лыкова И.А. Эмоциональный Изобразительная настрой; деятельность в словесные методы: детском саду. – рассказ, беседа, Москва: Карапуз – художественное Дидактика, 2006. – слово; 108с. словесные приемы: 17 Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 57 лет. – Москва, 2001. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с. 13 Альбом, гуашь, Использование различных техник кисти, баночки с водой, салфетки, рисования различные материалы для нетрадиционных техник рисования Иллюстрации, репродукции картин, образец работы в традиционной технике рисования Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. объяснение, пояснение, педагогическая оценка; наглядные методы и приемы: рассматривание, показ образца, показ способов выполнения; частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске; практические: практическое воплощение творческого замысла; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Исследовательские методы обучения: выбор детьми техники рисования, самостоятельная творческая работа; анализ работ (своей работы и работ других обучающихся) Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. Иллюстрации, 18 репродукции картин 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. 2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004г. 3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с 4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с. 5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с. 6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с. 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с. 8. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с. 11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 19 4. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Календарный учебный график Содержание Продолжительность обучения «Радужная палитра» 36 недель с 1 сентября по 31 мая Количество занятий в неделю 2 Количество занятий в месяц 8 Количество занятий в год 72 Продолжительность занятия Регламентирование образовательного процесса на день 25 минут 2 половина дня (за рамками реализации ООП ДО) Сроки проведения диагностики (без отрыва от дополнительной образовательной деятельности) с 04 сентября по 15 сентября с 13 мая по 24 мая Приложение 2 Календарно-тематический план Всего количество занятий в год 72 (2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц). В учебный план включены часы теории и практики. № п/п Содержание работы Сентябрь Занятие 1 «Радужная палитра»/«Теплые и холодные тона» - знакомство с цветами красок, с различными техниками и материалами изобразительной деятельности. Рисование радуги Занятие 2 «Красивые листочки» - освоение художественной техники печатания (гуашь) Занятие 3 «Осенний лес» Краски осени, техника рисования – отпечаток (печатание мятой бумагой или листьями) Занятие 4 «Дары осени» - овощи, фрукты, проработка формы, фона (простой карандаш, акварель) Занятие 5 «Грибы съедобные и ядовитые» Знакомство с техникой «Сухая кисть» и закрепление техники «Трафарет». Гуашь. Занятие 6 «Осень на опушке...» - рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта, использование метода «тычка» (гуашь) Занятие 7 «Осенний натюрморт» - создание композиции (творческая работа детей с использованием разных техник и материалов изобразительной деятельности) 20 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23 Занятие 24 Занятие 25 Занятие 26 Занятие 27 «Осенняя берёзка» - рисование методом «тычка» (акварель, гуашь) Октябрь «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»: Рисование смятой бумагой. «Перелетные птицы». Конструктивное рисование птиц из петли (карандаши) «Ветка рябины» - с натуры. Печать карандашом (гуашь) «Дует сильный ветер» - рисование деревьев (угольные карандаши) «Кошка на подушке» Наши любимые животные. Рисование сухой кистью, тычками Герои любимых мультфильмов. На выбор педагога (Чебурашка, смешарики и др.) «Животные, которых я придумал сам» - кляксография: знакомая форма новый образ (чёрная и цветная тушь, фломастеры) «Подсолнух» Рисование разными способами (обводка, примакивания, штамповка) (гуашь) Ноябрь Народные промыслы «Посуда в технике Гжель » - декоративное рисование (гуашь белая и синяя) Народные промыслы. «Городецкая роспись» Расположение бутонов и розанов на доске, умение передать форму городецкой птицы. Бумага в виде разделочной доски, тонированная охрой (гуашь). «Фарфоровый чайник» Рисование натюрморта, свобода в выборе формы и украшения чайника. «Цветы для мамы». Рисование ватными дисками. Подарок на день матери «Перо Жар-птицы» - закрепление приема штриховки и тушевки, проработка формы (цветные карандаши) «Жар-птица» - создание композиции. Развитие творчества детей (цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски) «Аквариум» Развиваем фантазию. Разные рыбки. Рисование ровных контурных линий Морские пейзажи «Синий кит» Умение передавать пейзаж в перспективе (передний план – задний план). Изображение объекта наполовину погруженного в воду (выглядывает только спина и хвост) Декабрь «Первый снег»: закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Оттиск печатками из салфетки «Узоры на окнах» Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки (Раздувание капли) «Нет ни одной похожей снежинки»: развивать фантазию, чувство симметрии, учить повторять один и тот же рисунок (рисование белой краской на тонированной бумаге) 21 Занятие 28 Занятие 29 Занятие 30 Занятие 31 Занятие 32 Занятие 33 Занятие 34 Занятие 35 Занятие 36 Занятие 37 Занятие 38 Занятие 39 Занятие 40 Занятие 41 Занятие 42 Занятие 43 Занятие 44 Занятие 45 Занятие 46 Занятие 47 Занятие 48 Занятие 49 Занятие 50 «Дерево зимой» - знакомство с новым способом изображения дерева раздуванием краски (гуашь или тушь, трубочка для коктейля) «Лошадь скачет, бежит…» Животное в движении (гуашь) Зоопарк. «Жираф» Рисование животного с характерными признаками (шея, ноги, окраска…) (гуашь) «Новогодняя нарядная ёлочка» Рисование дерева пирамидальной формы, украшение на любой вкус. Развитие фантазии в выборе украшений (гуашь) «Портрет Деда Мороза» - закреплять умение рисовать портрет (гуашь) Январь «Зимний пейзаж» Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа, продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. (Кляксография, выдувание) «Мои рукавички» Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. (Оттиск пробкой, рисование пальчиками) «Пингвины на льдине» Холодные цвета: синий, голубой, белый (гуашь). «Баба Яга», «Кощей бессмертный» и др. отрицательные сказочные герои на выбор Рисование персонажей сказок, передача тонких линий, умение передать характер. «Клоун в цирке» Изображение фигуры человека в движении (гуашь) «Образ весёлый и образ грустный»; «Образ добрый образ злой» Портрет. Продолжаем знакомство с портретным жанром (основы цветоведения, чистые и грязные цвета). Передача настроения с помощью линии и цвета. Автопортрет (рисование с натуры (зеркало) (цветные карандаши) «Лыжник» / «Хоккеист» Зимние виды спорта. Рисование человека в полный рост в движении (гуашь) Февраль «Зимний лес» - рисование елей разными способами:«тычком», «печатанием листьями комнатных растений» (гуашь, акварель) «Снегирь/синица на ветке» - (гуашь) «Семья снеговиков» - проработка формы (гуашь, акварель) «Военная техника» (танк/самолет/корабль) Рисование ко Дню защитника Отечества (гуашь, карандаши) «Папин (дедушкин) портрет в рамке» - рисование портрета и оформление рамки (простой карандаш, акварель, гуашь) Рисование по представлению: лодки, кораблики на воде (Акварель, гуашь) Изображение гор (Акварель, гуашь) «На что похоже?» Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию (техника монотипии) Март «Моя любимая игрушка» - творческая работа детей по замыслу (выбор изобразительного средства по желанию ребенка) «Портрет мамы». Рисование портрета по памяти. (предварительное 22 Занятие 51 Занятие 52 Занятие 53 Занятие 54 Занятие 55 Занятие 56 Занятие 57 Занятие 58 Занятие 59 Занятие 60 Занятие 61 Занятие 62 Занятие 63 Занятие 64 Занятие 65 Занятие 66 Занятие 67 Занятие 68 Занятие 69 задание: рассмотреть маму, прическа, глаза….) Передача характерных особенностей мамы (форма лица, длина и цвет волос, глаза, одежда) Весна идет! «Скворец у скворечника» Дерево с молодыми листочками, скворечник и скворец. Подбор цвета и рисование тонкими линиями. Свобода в выборе расположения объектов Рисование ко Дню птиц. Пейзаж (гуашь) Рисование с натуры «Апельсин» Натюрморт (гуашь) «Корзина с фруктами на столе» Натюрморт. Рисование с натуры (гуашь) «Петух» Разноцветные линии (гуашь) «Птичий двор для цыплят» Расположение композиции: забор и кусты на заднем плане, цыплята на переднем, прорисовывание мелких деталей. (гуашь, кисти белка и щетина) «Ночной пейзаж с домиком» (Акварель, гуашь) Апрель «Какого цвета весна» Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски (Монотипия) «Звездное небо» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник (Печать поролоном по трафарету, набрызг) «Космос»/«Полет космического корабля к другим планетам» разные изобразительные средства «Берег реки» Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию (Рисование по сырому фону) «Красивые цветы» - знакомство с художественной техникой «ниткография» (тушь разного цвета, шерстяная нить) «Бабочка». Техника рисования – Монотипия на бумаге «Букет тюльпанов»: работа с использованием разных техник и материалов изобразительной деятельности «Мой город» Техника рисования: свеча и акварельные краски Май «Лебедь на озере» Передний план – задний план (гуашь) «Праздничный салют» Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки, жесткую кисть, «набрызг»; закреплять знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию (Рисование ватными палочками, жесткой кистью, зубной щеткой) «Расцвела черемуха» - рисование с использованием ватных палочек методом «тычка» (гуашь, акварельные краски) «Пушистые одуванчики» - освоение техники «набрызг», рисование по трафарету (гуашь) «Букет сирени в вазе» - проработка рисования вазы разной формы двумя 23 Занятие 70 Занятие 71 Занятие 72 руками, отработка сочетания цвета в рисунке, рисование цветов мятой бумагой (простой карандаш, гуашь) «Весенняя полянка: цветы и бабочки» творческое рисование разными изобразительными средствами «Расцвели одуванчики» Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах (Метод тычка) «Деревья в нашем парке» - техника печатания листьями (гуашь) Приложение 3 Диагностические материалы Для определения уровня художественно-эстетических способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям: - умение использовать в одной работе разные изобразительные материалы; - умение составлять сюжет по заданной теме; - знание цвета и оттенков; - умение экспериментировать с нетрадиционными техниками рисования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Диагностический мониторинг уровня художественно-эстетических способностей Показатели Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень умение использовать в одной работе разные не справляется справляется с справляется изобразительные материалы с заданием заданием с заданием с частичной самостоятельно умение составлять сюжет по заданной теме или помощью знание цвета и оттенков справляется умение экспериментировать с с помощью педагога нетрадиционными техниками рисования педагога изображает предметы по памяти Точная передача формы, пропорции основных и дополнительных частей предметов самостоятельное нахождение приемов изображения 24 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы Формой подведения итогов реализации Программы является: - Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. - Тематические выставки в ДОО. - Участие в выставках и конкурсах разного уровня в течение года. - Творческий отчет педагога, реализующего Программу. 25 Ф.И. ребенка Диагностическая карта Показатели умеет умеет составлять знает цвета умеет использовать в сюжет по заданной и оттенки экспериментировать с одной работе теме нетрадиционными разные техниками рисования; изобразительные изображает предметы материалы по памяти Н.г. К.г Н.г. К.г. Н.г. К.г Н.г. К.г. точно передает самостоятельно форму, пропорции находит приемы основных и изображения дополнительных частей предметов Н.г. К.г. Н.г. К.г.